Реклама

июля 08, 2011

Вся правда про Office 365


 

Помните, за что глухарь получил своё имя? Это умная и осторожная птица, но весной, когда стартуют брачные игрища и приходит пора продать себя, глухариный самец теряет бдительность: завлекая самку, он не видит и не слышит ничего вокруг, да вряд ли это его и интересует. Не сочтите за грубость, поведение PR-отделов крупных компаний часто напоминает мне глухарей. Они могут месяцами жужжать про неисчерпаемые возможности, максимальную выгоду, лучшие продукты, но так и не снизойти до сути той новинки, о которой пытаются рассказать.
Классический пример такого рода — Microsoft Office 365. Почти два года прошло со дня, когда его впервые показали журналистам, полгода идёт масштабный тестинг, в конце июня он был официально запущен в 40 странах мира. Но оглянитесь! И по сей день подавляющее большинство как обывателей, так и бизнесменов имеют весьма смутное представление о том, что же это такое.
Официальная позиция разработчика: Office 365 — это результат слияния всем известного пакета MS Office с облачными технологиями. Продукт даёт возможность пользователям трудиться над офисными документами вне зависимости от местоположения, почти с любого устройства, да ещё и одновременно с коллегами.
Помимо текстового процессора, электронной таблицы и системы презентаций, Office 365 включает компонент унифицированных коммуникаций Lync Online, почту и органайзер Exchange Online, набор средств для взаимодействия в реальном времени SharePoint Online. В отличие от классического, «коробочного» MS Office, новый пакет предоставляется на подписной основе, по цене от 2 до 27 долларов в месяц за одно рабочее место, в зависимости от функциональности.
Из этого можно вывести следующие преимущества, даваемые переходом на Office 365. Во-первых, облачная сущность пакета избавляет пользователей от привязки к рабочему месту: даже в пути или дома вы можете полноценно участвовать в творческой жизни коллектива. Во-вторых, у отдельно взятой компании появляется возможность сэкономить до 50% расходов на ИТ-инфраструктуру, в частности, сократив число собственных серверов за счёт переноса их функций в облако (поддерживаемое Microsoft). Наконец, в-третьих, всё та же облачная основа позволяет достичь непревзойдённой стабильности: Microsoft обещает бесперебойную работу облака 99.9% времени, а в случае выхода за эти рамки — возмещение части или всего месячного платежа.
Старт Office 365 со сцены в Нью-Йорке возвестил лично Стив Балмер. По его словам, семейством MS Office пользуются больше одного миллиарда человек. И облачная версия пакета даст им преимущества, которые сейчас есть лишь в распоряжении крупных компаний

Старт Office 365 со сцены в Нью-Йорке возвестил лично Стив Балмер. По его словам, семейством MS Office пользуются больше одного миллиарда человек. И облачная версия пакета даст им преимущества, которые сейчас есть лишь в распоряжении крупных компаний
Таков фасад нового «Офиса». Но стоит зайти за него и начинаются сюрпризы. Прежде всего, если вам удастся продраться сквозь бесконечные «Microsoft Office 365 with Microsoft Office Professional Plus and Microsoft Office Web Apps», станет ясно, что собственно Office 365 — это не чистый набор веб-сервисов, а комбинация из веб-сервисов и коробочного софта, устанавливаемого на компьютер.
Попросту, покупатель облачного «Офиса» получает коробку с новой версией обычного MS Office (он называется Professional Plus) и право на доступ к веб-сервисам Microsoft, в число которых входят Office Web Apps — облачные варианты офисных инструментов (текст, таблицы, презентации). Следовательно, для работы с полной комплектацией Office 365 необходима современная персоналка, удовлетворяющая ряду требований (в частности, по операционной системе: MS Windows 7 или Mac OS X от 10.4 — построить рабочие места на Linux не удастся). Отсюда же следует, что локальную компоненту Office 365 необходимо будет периодически обновлять, вероятно, приобретая новые версии.
Но что за беда в наличии локальной компоненты, если к услугам пользователя — всегда и везде — компонента облачная? И вот тут вскрывается второй нюанс. Функциональность локальной (Office Professional Plus) и облачной (Office Web Apps) компонент мягко говоря отличаются. Microsoft, в лучших традициях жанра, предупреждает об этом мелким шрифтом на полях.
Да, офисные документы выглядят одинаково и там, и там. Но возможности редактирования, предлагаемые Office Web Apps, сильно урезаны и не идут ни в какое сравнение с функционалом коробочной версии. Для пользователя, на компьютере которого установлен полный комплект Office 365, эти различия будут незаметны. Но для мобильных пользователей или тех, кто приобрёл бюджетную версию нового «Офиса», открытие может стать неприятным.
И здесь открывается третья «мелочь». Чтобы получить функциональность, сопоставимую с MS Office 2010, покупатель Office 365 должен оформить подписку почти на самый дорогой вариант, от 24 долларов США в месяц за одно рабочее место. Более дешёвые тарифные планы не предусматривают наличия локальной компоненты (Office Professional Plus). Они ограничивают пользователя функционально ущербными веб-сервисами Office Web Apps.
Перспективным клиентам Microsoft помогает решиться на облачную миграцию, предоставляя денежный стимул. Так Университет Небраски, США, получил скидок, купонов и компенсаций на 250 тыс. долларов, только чтобы отказаться от IBM Lotus Notes в пользу Office 365
Перспективным клиентам Microsoft помогает решиться на облачную миграцию, предоставляя денежный стимул. Так Университет Небраски, США, получил скидок, купонов и компенсаций на 250 тыс. долларов, только чтобы отказаться от IBM Lotus Notes в пользу Office 365
С экономией от перехода на облачную версию «Офиса» всё тоже непросто. Microsoft провела масштабные полевые испытания нового продукта, и одним из самых ярких примеров его успеха стал американский автодилер Hendrick Automotive Group. По результатам теста, компания приняла решение перевести все пять тысяч своих рабочих мест на Office 365, но в частном интервью выяснилось, что сделано это не ради экономии. После перехода количество серверов удастся сократить всего на 15%. Истинная причина — в мощных коммуникационных инструментах, единственной несомненно сильной стороне Office 365.
Наконец, «99.9% времени без перебоев» критики и вовсе превратили в анекдот. В том, что облако Microsoft будет периодически подвисать, никто не сомневается. Предшественник Office 365, облачный почтово-органайзерский пакет BPOS, за последний год «падал» как минимум пять раз. Поэтому обещание компенсировать месячный платёж в случае простоя более 5% рабочего времени, ехидные комментаторы рассматривают как покупку задёшево права стоять 18 суток в году. Считать, в какую сумму обойдётся вынужденное бездействие самим пользователям, в Microsoft не стали.
На этом разгромном фоне настоящим подарком выглядит главный конкурент Office 365, Google Apps. При схожей функциональности он лишён всех перечисленных недостатков. Лишён он, правда, и приятного дополнения в виде коробочного офисного пакета, но аналитики (IDC, Gartner, Forrester) склонны рассматривать эту деталь в положительном ключе: тем, кто выигрывает от миграции в облако, локальный компонент в тягость.
Неудивительно, что обзоры Office 365 часто венчаются упоминанием достижений Google Apps. Список решивших попробовать его корпоративных клиентов пополняется теперь на 40 тысяч в неделю, а общее число пользователей, по самым скромным оценкам, измеряется десятками миллионов человек.
Впрочем, Microsoft вряд ли попытается их вернуть. Да, в моменте доминирует Google, да, в нынешнем виде Office 365 едва ли оправдывает своё почётное имя, но у софтверного гиганта есть резерв — бесчисленная армия пользователей Windows и Office. По сей день на девяти из десяти офисных персоналок работают инструменты Microsoft. Для их владельцев новый продукт не только самый простой и безболезненный способ переезда в облако, он ещё и самый естественный. Каким бы дешёвым и удобным ни был тот же Google Apps, переезд такого масштаба даже для небольшого предприятия чреват психологическим потрясением. Не сочтите за преувеличение, в Hendrick аргументируют отказ от Google-варианта буквально так.
Ключевые события на облачно-офисном фронте следует ожидать в ближайшие три года. Столько, по мнению аналитиков, займёт у малого и среднего бизнеса (целевая аудитория и Google, и Microsoft) оценка функциональности, стабильности и выгодности новых продуктов. После этого начнётся массовая миграция офисов в облака. Либо, если скептики окажутся правы, роль облаков в офисном пространстве ограничится сегодняшним: попробовали и успокоились.
Евгений Золотов