Реклама

марта 15, 2011

Юзабилити веб-форм или онлайн-заказ по-человечески

"Сегодня мне пришел заказ от весьма крупной компании. Они просят реализовать на одном из их сайтов вот такое решение (орфография оригинала, названия изменены):

Пользователь на сайте заходит в «Калькулятор стоимости решения „ЗАО Рога и Копыта“.

Там он отвечает на 11 вопросов для расчета стоимости решения. После этого пользователю должно быть предложено заполнить свои ФИО, должность, название организации и email.

На указанный email должно быть отправлено уведомление: „По указанному адресу в скором времени Вам будет выслана стоимости решения “ЗАО Рога и Копыта», на основе заполненной на сайте rogaiko.pyta анкеты".

На нашу почту должены прийти контакты пользователя и ответы на вопросы. В течении суток мы рассчитываем решение и высылаем на указанный адрес.


(прим.авт. — средняя стоимость решения более миллиона рублей).

Когда я получил это письмо, мне очень захотелось поделиться с вами мыслями, почему так не нужно делать и какие ошибки часто совершают создатели корпоративных порталов в попытке повысить их интерактивность.

1. «Калькулятор» означает устройство, которое выполняет расчет и выдает результат сразу.

Называя онлайн-сервис «калькулятором», мы как бы обещаем пользователю, что после того, как он потратит свое время и заполнит анкету, он сразу получит важный для него результат.

Если это не так, если над ответом будут трудиться живые люди, и придет он через пару дней, то мы не должны обманывать пользователя, называя этот сервис «калькулятором». Этот сервис правильнее назвать «запрос ценового предложения». Это операция совершенно иного характера, и заниматься такими запросами будут совсем иные люди с иной целью.

Особенно вызовет раздражение пользователя ситуация, когда о том, что это на самом деле не калькулятор, он узнает лишь после того, как заполнит и отправит анкету.

2. Большинство пользователей настоящих онлайн-калькуляторов подсчитывают на них что-то, в основном, ради любопытства, пусть и не праздного. Для них это быстрый способ узнать, стоит ли им тратить время на общение с этой компанией, или нет, а если да, то можно ли как-то сэкономить на том или ином решении. Для этого они могут пользоваться калькулятором несколько раз, вводя разные параметры и сравнивая результаты. Делается это, как правило, без особой предварительной подготовки, и некоторые параметры пользователь может ввести с изрядной погрешностью, что называется, «от фонаря». Заниматься этим будет, вероятно, сотрудник невысокой должности и квалификации, либо просто частное лицо.

Факт использования калькулятора совершенно не означает готовности пользователя пойти дальше и сделать заказ. Калькулятор лишь облегчает ему процесс принятия решения. И возможность быстро, навскидку, сравнить несколько результатов ему в этом сильно помогает.

"

Комментариев нет: